Профилактика злоупотребления ПАВ в образовательных
учреждениях
Создание системы
профилактических мероприятий подразумевает ведущую роль школы и других
образовательных учреждений в профилактической деятельности. В соответствии
с международной практикой это подразумевает следующее. Школа — основное
звено в профилактике проблем, связанных с потреблением ПАВ
несовершеннолетними, учреждение, одной из глав - для специалистов
образовательных учреждений по методам и средствам предупреждения
злоупотребления ПАВ в детско-подростковой среде;
организация взаимодействия между образовательным
учреждением, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав,
наркологической службой, органами внутренних дел, службами социальной защиты
населения и группами родительского актива и поддержки «проблемных» семей, в
целях создания на уровне дома, двора, школьного микрорайона микросреды,
благополучной в отношении распространения психоактивных веществ и
употреблении их детьми и подростками.
Целесообразно, чтобы в каждой школе был сформирован комитет (рабочая
группа), представляющий интересы всего школьного коллектива (включая
школьников). Комитет должен составить рекомендации по содержанию антинаркотической политики в школе, установить стандартные ответные меры в
случаях потребления ПАВ, утвердить посвященные этому внутришкольные
документы, а также превентивные инициативы, которые дополнят и поддержат
школьную антинаркотическую политику. В школе должен быть организован семинар
для того, чтобы обеспечить членов комитета (команды) современной
информацией по вопросам потребления наркотических веществ молодыми людьми.
Этот семинар может быть также полезным для персонала, родителей и членов
коллектива, особенно для лучшего понимания преимуществ школьной политики.
Школе необходимо провести анализ ее нужд и определить уже имеющиеся и
потенциальные проблемы в области потребления наркотических веществ, а также
имеющиеся местные силы для поддержки и воздействия, такие как милиция,
специальные учреждения, занимающиеся вопросами наркотиков и алкоголя, и
работники здравоохранения. Когда для всей школы выработана новая антинаркотическая политика, следует сообщить всем членам школьного
коллектива в адекватной форме, когда политика вступает в действие. Важно
оценить эффективность региональной и школьной профилактической политики и
соответствующих программ.
Цель профилактики — воспитание успешного и эффективного молодого человека,
обладающего психическим и нравственным здоровьем. Именно так, широко,
следует ставить профилактическую задачу, а не сосредотачиваться узко на
профилактике зависимости от ПАВ.
Организация регионального центра профилактики аддитивного поведения
несовершеннолетних (или аналогичного по задачам центра с другим названием)
обусловлена самой жизнью. Основная его задача — координация осуществления
профилактической деятельности в регионе. Но осуществляемая им экспертиза
профилактических проектов и поддержка профилактических программ в регионе
должна опираться на концептуально-обоснованный учет трех основных и
взаимосвязанных аспектов позитивной профилактической работы, которые можно сформулировать следующим образом:
1. Несовершеннолетние должны знать свои потребности и способы их
удовлетворения. Они должны понимать источники своих переживаний и, прежде
всего, негативных переживаний, в основе которых в большинстве случаев лежат
неудовлетворенные потребности. Важно также разобраться в том, какие
потребности приоритетны, жизненны, достижение каких целей является задачами
возрастного развития. С помощью команды, осуществляющей профилактическую
деятельность, они должны разобраться в своих переживаниях, в своих
возможностях и четко представлять свои основные жизненные цели. Человек,
сориентированный в том, что ему требуется, получает психологическую
устойчивость в этой жизни и оказывается в состоянии не сбиваться с пути и
правильно опредеять приоритеты.
2.
Несовершеннолетние должны приобрести позитивный опыт успешного
самостоятельного удовлетворения жизненных потребностей и, стало быть,
купирования негативных переживаний, связанных с их неудовлетворенностью.
Многочисленные семинары, тренинги и другие формы профилактической
деятельности во всех основных сферах — школьной, семейной, досуговой, с
включением всех основных значимых других лиц, должны вооружить
несовершеннолетнего эффективными и социально-приемлемыми навыками
удовлетворения собственных потребностей, которые одновременно послужат и
целям развития личности и целям укрепления психического здоровья. Это
означает, что несовершеннолетние должны овладеть основными навыками
ассертивного поведения, коммуникативными навыками, навыками успешного
решения жизненных проблем.
3.
Несовершеннолетние должны научиться справляться со своим состоянием в случае,
когда по каким-либо причинам удовлетворение собственных потребностей
невозможно. Это подразумевает овладение способами деятельности, ведущей к
разрядке, эффективными формами психологической защиты и адекватными
формами психической саморегуляции.
Все это — предпосылки здоровья личности, которой для
решения своих проблем уже не понадобится обращаться к психоактивным
веществам, личности, которая успешно сможет противостоять негативным
социальным влияниям и успешно реализовывать свои жизненные цели.
В начало |