Программа профилактики наркомании в школе
Введение
Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться катастрофической. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту потребления наркотиков и токсических веществ с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи. Согласно информационно-аналитическому отчету Центра социологических исследований Министерства образования Российской Федерации, доля потребляющих наркотик или пробовавших его хотя бы один раз в составе возрастной группы молодежи 12-22 лет - 44,8%. Молодежь начинает пробовать наркотик в среднем возрасте 15,4 года. Однако это средний показатель по всем возрастным группам. В действительности возраст «пробы» с 1991 г. снизился на б лет. В 1991 г. молодежь начинала пробовать наркотик в среднем в возрасте 17,6 года, а в 2001 г. - в возрасте 11,3 года.
Несмотря на то, что в последние 2 года работа по профилактике подростковой наркомании в нашем районе существенно активизировалась, творческой группой педагогов школы была разработана данная программа для работы с подростками.
При создании этой программы мы пользовались рекомендациями: С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович «Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании».
Цели и задачи курса
Цели курса:
1. Повысить уровень социально-психологической компетенции подростков.
2. Снизить вероятность
вовлечения подростков в экспериментирование с наркотиками.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Сформировать у подростков следующие конструктивные навыки взаимодействия:
• умение безопасно и эффективно общаться,
• умение понимать и выражать свои чувства,
• умение противостоять давлению, побуждающему к приему психоактивных веществ.
2. Способствовать выработке у подростков защитных личных качеств:
• уверенности в себе,
• честности,
• открытости,
• чувства юмора
и навыков:
• умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения,
• умения принимать решения,
• умения преодолевать кризисные ситуации.
3. Предоставить подросткам
основные сведения о негативных последствиях приема
психоактивных веществ, об особенностях распространения наркомании в молодежной
среде и факторах, влияющих на этот процесс, а также дать понятие об основных
принципах организации профилактической работы.
Тематическое планирование:
(44 часа)
№ занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
1 |
Знакомство. Правила групповой работы |
1 |
2 |
Личность и индивидуальность |
1 |
3-4 |
Самоуважение |
2 |
5-6 |
Уверенность в себе. Навыки уверенного поведения |
2 |
7-8 |
Чувства и эмоции |
2 |
9-12 |
Знакомство с понятием стресса |
4 |
13-14 |
Способы преодоления стресса |
2 |
15-16 |
Принятие решений |
2 |
17-18 |
Права личности и уважение прав других |
2 |
19 |
Общение |
1 |
20-21 |
Построение отношений с близкими людьми |
2 |
22-23 |
Понятие группового давления |
2 |
24-25 |
Сопротивление давлению социального окружения |
2 |
26-27 |
Как отказаться от предложенных наркотиков |
2 |
28-29 |
Сопротивление массовой рекламе психоактивных веществ |
2 |
30-33 |
Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления |
4 |
34-35 |
Последствия употребления наркотиков |
2 |
36-37 |
Просмотр видеофильма: «Наркомания – знак беды» |
2 |
38-39 |
Законы распространения наркомании. |
2 |
40-43 |
Подготовка внеклассного мероприятия «Мы – против наркотиков!» |
4 |
44 |
Итоговое занятие. Анкетирование |
1 |